Реализация программы развития гимназии "Школа саморазвития личности" | ||
новости руководство. Педагогический состав материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса выпускники прогимназия методические материалы ФГОС комплексная безопасность ПНПО аттестация учителей работы учеников дистанционное образование досуг нормативные документы расписание уроков гостевая книга фотоальбом форум gymnkur@aldan.sakha.ru
Для автоматизации управления гимназией используются программные продукты фирмы "1С" |
Проект «Внедрение технологии саморазвития личности А.А. Ухтомского – Г.К. Селевко»
(реализация 3 этапа Программы развития гимназии)
2008-2009 учебный год"
Улыбина Разия Сафаровна, директор МОУ «Гимназия п. Нижний Куранах». Отличник просвещения РСФСР, Стипендиат Международного Детского Фонда «Дети – Саха - Азия», Академик Академии творческой педагогики, Ветеран труда.
Роза Сафаровна Улыбина является директором гимназии с самого начала ее образования – с 1995 года, а в школу она пришла гораздо раньше в 1973 году. Роза Сафаровна для многих поколений учеников – лучший учитель, потому что она как строитель строит, но строит самое сложное и самое ценное на свете - внутренний мир настоящего человека. Она, как инженер, конструирует, разрабатывает технологию, совершенствует процесс – процесс всестороннего развития человека. О ней можно сказать словами Н.Заболоцкого «Два мира есть у человека: один- который нас творил, другой- который мы от века творим по мере наших сил. »
Находясь на этом посту, она зарекомендовала себя как талантливый организатор, координатор, аналитик. Благодаря этим ее качествам, образовательный процесс в гимназии, имея специфические особенности на всех ступенях обучения, успешно реализуется в разных направлениях: в области организации и результативности учебного процесса, в области воспитательной работы, дополнительного образования. Благодаря организаторским способностям Роза Сафаровны, в гимназии осуществляется широкая сеть социального партнерства не только на уровне поселка и района, но и на уровне республики и России. По инициативе директора и под ее непосредственным руководством с 1998 года создан и успешно осуществляет на базе гимназии свою деятельность по настоящее время районный Центр довузовской подготовки и последипломного образования, в 2004 году открыто Алданское представительство Томского Государственного университета, позволившее осуществлять дистанционное образование старшеклассников и педагогов. Это обеспечило возможность сотрудничества учителей не только гимназии, но и всего района с такими образовательными учреждениями, как ТГУ, СГМУ, СибИРО, НГТУ, Ярославский ИРО.
В сложное время реформ в области российского образования Роза Сафаровна, как руководитель, чутко реагирует на все позитивные изменения, мастерски создает условия, способствующие разработке и реализации инновационных образовательных проектов. В 2006 году под ее руководством разработана Программа Развития гимназии «Школа саморазвития личности», направившая весь образовательный процесс гимназии в русло внедрения технологии саморазвития личности. Программа была успешно защищена на августовском республиканском совещании в г. Якутске.
Современный руководитель образовательного учреждения должен быть не только управленец в области образовательного процесса, но и отличный хозяйственник, и грамотный экономист, и профессиональный кадровик. Этими характеристиками Роза Сафаровна владеет в полной мере.
Стемнело, но свет еще долго не гаснет в окнах нашей уютной гимназии. Здесь не прекращается поиск, не гаснет пламя творчества, которое для всех не в тягость, а в радость.
А назавтра с утра Роза Сафаровна вместе со всеми коллегами вовлечена в тот бешеный темп, который жизнь диктует образовательной отрасли такого сурового на первый взгляд и такого привлекательного края, как Якутия.
«От саморазвития к самосовершенствованию» - эта тема время от времени появляется в планах, вывесках, рекламах Нижнекуранахской гимназии. А если быть несколько точнее, то от начала образования гимназии и по сей день она не снимается с повестки дня. «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решение выбора, способы к сотрудничеству, отличаться мобильностью, динамизмом, конструктивностью, проявлять готовность к межкультурному взаимодействию, обладать чувством ответственности за судьбы страны, за её социально – экономическое процветание». Данный тезис доклада Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе» является постулатом для гимназического сообщества. В контексте этого следует отметить, что ещё первые наши гимназисты учились делать выбор в пользу повышенного уровня образования, выбор учителей (первый учительский коллектив был сформирован согласно выбору учеников и родителей), выбор в пользу расширения образовательного пространства. Анализируя цитату с позиции учителя, смею сказать, что переступив порог гимназии, он попадал в такую круговерть событий, что приходилось учить и учиться, образовывать и образовываться. За парту одновременно садились учителя и ученики, изучая теорию и практику развивающего обучения по системе Эльконина – Давыдова. Органично в образовательный процесс вписалась и технология МПИ – «математика, психология, интеллект». В течение многих лет используется технология успешности, которая включает в себя КСО, ИКТ, витагенную технологию, проектную деятельность и другие. Для того, чтобы продолжить разговор, следует обратиться к заповеди, которая знакома каждому, кто вошел в Храм науки, именуемой гимназией: и ученику, и родителю, и учителю «Если мы останемся нынешними, то завтра станем вчерашними и будущего не последует». Поэтому один за другим стали рождаться проекты. Простраивается четкая линия: ДОУ – прогимназия – гимназия – вуз. В рамках реализации проекта «Преемственность между ДОУ и прогимназией, прогимназией и гимназией» работают школа будущего первоклассника и школа пятиклассника. Проект «Довузовская подготовка – ступень к высшему образованию» перерастает в дистанционное образование. От предметного тьюторства переходим к реализации системообразующих проектов. Это в свою очередь обеспечивает гимназисту возможность выбора содержания образования, направленное на его будущую профессию. Гимназия стала ресурсным центром в области дистанционного обучения в Алданском районе. Лекции читают лучшие преподаватели Томского государственного университета. Благодаря развитию социального партнерства с институтом дистанционного обучения Томского государственного университета мы смогли обеспечить телекоммуникационную связь, что позволяет гимназистам и учителям получать качественную подготовку в области образования. Школу искусства в предметных областях в рамках курсовой подготовки проходят не только гимназисты, но и их наставники- учителя. Следует отметить, что к работе присоединяются учителя и ученики школ района. Такой же положительный опыт в рамках социального партнерства мы имеем при сотрудничестве с Томским университетом систем управления и радиоэлектроники. Гимназисты в рамках реализации данного проекта наряду со школьным аттестатом получают свидетельство пользователя ПК или оператора ПК. Таким образом, проектная деятельность способствует развитию личности с выходом на межкультурную коммуникацию. По словам известных американских психологов Дороттти Сиск и Сандры Кейплан, «творчество – преобразующая деятельность, в результате которой создается новое ценное». Новое ценное заключает в том, что подготовлена мотивационная база для желающих проявить себя и их становится всё больше. А это означает , что педагог обеспечивает ученику содействие в развитии его индивидуальности и самореализации. В 2006 году разрабатывается Программа развития «Школа саморазвития личности », которая явилась инструментом для управления процессами развития гимназистов. За особые заслуги в области образования и воспитания гимназия была удостоена высокого звания – Победителя приоритетного национального проекта «Лучшие школы России»,которое обязывало ко многому, а именно,- к движению вперед. Педагогический коллектив принимает решение: пройти обучение в г. Ярославле по технологии саморазвития личности, использовав принцип ступенчатой передачи знаний от руководителей до учителей, педагогов-организаторов, классных руководителей и родителей. С 2007 года в учебный план с 1 по 11 класс введен курс самосовершенствования личности. В технологии саморазвития личности мотивация к обучению имеет более высокий уровень, включает не только внешнее воздействие, но и внутренние механизмы. В процессе саморазвития ключевую роль играет естественная способность психики человека к саморегуляции, с выходом на доминанту саморазвития и самосовершенствования через использование всего разнообразия интересов и потребностей детей. Отсюда следует вывод: необходимо создавать соответствующую творческую образовательную среду. Реализуя проект «Формирование доминанты самосовершенствования как важнейшее условие для саморазвития ребенка», мы выстроили работу так, что процесс был направлен на открытие мира и самого себя. Кипучей нашей деятельности нет конца. Ученики пробуют свои силы в знаниях в различных форматах: экзаменах, зачетах, форумах, чатах, олимпиадах, научно-практических конференциях. Творческие возможности реализуются через проекты «Служу Отечеству», «Зимний город», сеть дополнительного образования. Продолжается поиск и в педагогической среде в новых методиках, технологиях, в управлении и организации. За последнее время каждый учитель прошел курсы повышения квалификации по разным областям: предметным, в области воспитания, психологии, управления. С получением Гранта Президента РФ мы смогли расширить материально-техническую базу гимназии: приобрести лабораторное оборудование, учебники, справочную литературу, наглядные пособия, технические средства обучения, столь необходимые для обеспечения образовательного процесса в современных условиях. Здесь, в гимназии, все призваны помочь каждому гимназисту открыть в себе «золотник», так как именно сегодняшние школьники смогут обеспечить социально-экономическое благополучие, нравственный климат нашей страны. А потому и радуемся их малым и большим успехам. К примеру, в 2009 году вышли в число лидеров в республике по сдаче ЕГЭ: математике– 2 место в республике, 6 – истории, 8 – информатике и английскому языку, 9 – обществознанию. Получили Грант Президента РС(Я) за экспериментальную работу в области саморазвития личности, Грант ОАО «Полюс» за реализацию проекта «Зимний город». Учителя, родители и гимназисты вносят определенный вклад в копилку достижений гимназии: «Школа года», «Президентская школа», «Золотая школа». Пятеро учителей стали победителями ПНПО «Лучшие учителя России» Радуют нас своими успехами выпускники: многие из них занимают ответственные посты в различных сферах деятельности , живут и трудятся во всех уголках земного шара. Но точку ставить на достигнутом рано. Впереди новые открытия и работа , работа … Мир так огромен и тесен и начинается он у юного гимназиста с открытия себя, школьной науки и путешествия по географической карте, у учителей с создания условий для работы в современной школе. Мы, вместе, мы в пути!
|